Главная страница
 

Щедрая благотворительность

Парижский дом банкиров Ротшильдов был у самых истоков процесса, когда началось широкое проникновение французского капитала в экономику едва успевшей завершить реформы России. Именно его бурная предпринимательская деятельность, которая велась в южной части страны, и сопровождалась полномасштабными филантропическими мероприятиями.

Что до самой Франции, то очень щедрая благотворительность со стороны финансовых магнатов распространилась, как на местных жителей, которые нуждались в материальной поддержке, так и на бедных выходцев из России, активно пополнявших еврейскую диаспору в Париже. И особенно это было характерно для рубежа XIX-XX столетий. Параллельно с этим имело место обострение "национального вопроса" в России. Например, до начала Первой мировой войны приблизительно третья часть пациентов в столичном госпитале Ротшильда, что на рю Пиклюс, являлись малоимущими иммигрантами.

Почти не освещенный в литературе того времени аспект этой благотворительности, был объективно направлен на ослабление всех социальных противоречий, включая и межнациональные с межобщинными. Это раскрывают редчайшие документы, извлеченные из Архива внешней политики, который велся еще во времена Российской империи. Их датируют периодом Русско-японской войны, вместе с началом которой в России случился очередной заем, его любезно предоставили европейские кредиторы.

Дар от барона Ротшильда

Само собой, что непременным участником стала финансово-промышленная группа барона Альфонса Ротшильда. С ней контракт подписали 12 мая 1904 года в Париже. А 3 октября того же года в консульство Российской империи в Ницце на имя консула пришло из Парижа письмо. Писал его старший коллега А.Н. Карцов. Речь там шла об отправке некоего денежного чека, притом, на весьма крупную сумму. Это было пожертвование барона Альфонса Ротшильда в пользу русских церковных, а также благотворительных учреждений, находящихся на Лазурном берегу. Притом, как уже действующих, так и тех, что лишь создающихся. Такой дар, конечно, не остался незамеченным.

О нем много говорили даже в далеком Петербурге. Правда, ему предшествовал иной, также впечатляющий акт попечительства со стороны известных финансистов. Они позаботились о выходцах из дружественного государства. Первый, более или менее весомый вклад в дело благотворительности России был сделан во Франции парижскими Ротшильдами. И случилось это в 1891 году, когда их семейный дом банкиров, находящийся под управлением братьев Альфонса, Густава и Эдмона, выделил 10 тысяч франков на только что созданное Русское благотворительное общество в Париже.

Кстати, там же вначале разместили и весь капитал новосозданной организации, который составил, к слову, около 100 тысяч франков. Часть находилась в акциях первого государственного займа России во Франции. И не случайно газета "Русский парижанин", при подведении итогов годовой работы общества отметила огромный вклад парижан в русскую благотворительность.

 
(с) 2009-2024 russianfonds.ru

статистика