Главная страница
 

Почему люди помогают друг другу

Теория социального обмена

Одно из вероятных объяснений того, почему люди помогают друг другу, кроется в так называемой теории социального обмена. Согласно ейвзаимодействие людей направляет некая «социальная экономика». Мы постоянно обмениваемся, притом, не только материальными ценностями или деньгами, но также социальными ценностями, вроде любви, услуг, информации и даже статуса. При этом используется стратегия, получившая название «минимакс» — мы стремимся минимизировать собственные затраты, но получить максимальное вознаграждение.

В вышеупомянутой теории социального обмена вовсе не говорится о том, что мы сознательным образом «отслеживаем» свои затраты и полученные вознаграждения. Такая позиция просто допускает, что такие рассуждения и являются причиной того, почему и как людям надо помогать. То есть, они некоторым образом прогнозируют наше с вами доброе или наоборот, не очень, поведение.

Для примера, представьте себе простейшую ситуацию, когда вас просят стать донором крови. Если вы согласитесь, получите моральное удовлетворение и вполне вероятно, что у вас появится должник. Но при этом вы оцениваете и то, насколько это болезненная и даже вредная процедура. Исходя из двух этих прямо противоположных мнений, и делается вывод о том, станете ли вы соглашаться на просьбу о сдаче крови. Да, людям помочь надо, но ведь не себе в ущерб.

Так вот, ученые уже доказали, что такие вот скрытые расчеты всегда и во всем предшествуют принятию решения по поводу того, оказывать помощь, либо же нет. Всегда важно получить свидетельства так называемого социального обмена. Даже, если это мелочь и самостоятельно вы бы данную вещь или предмет никогда бы не приобрели. В частности, люди больше пожертвуют на благотворительность, если в качестве подтверждения получат конфеты или сладости. И дело не в том, что кто-то не может их себе позволить, просто тут они являются предметным подтверждением того, что имел место тот самый, упомянутый выше, социальный обмен. В этом и кроется ответ на вопрос о том, почему помогают люди человеку.

Мотивация на оказание помощи

Вознаграждения, которые мотивируют людей на оказание помощи, могут быть как внешними, так и внутренними. Когда какой-то бизнес жертвует деньги в целях благотворительности, чтобы поднять собственный корпоративный имидж и сделать его тем самым более привлекательным, это совокупность и внешних, и внутренних мотивирующих факторов. К примеру, когда кто-то предлагает подвезти другого человека в расчете на его последующую благодарность или даже дружбу, то речь идет исключительно о внешнем вознаграждении. Мы всегда отдаем затем, чтобы в итоге получать. А это означает, что мы более всего склонны помогать именно тем, кто нам по ряду причин симпатичен и, соответственно, чье одобрение мы всячески стремимся заполучить. К индивидуальным внутренним вознаграждениям следует отнести также веру людей в карму или в высшую справедливость.

 
(с) 2009-2024 russianfonds.ru

статистика