Главная страница
 

Мода и благотворительность

Сегодня все чаще встречается мнение, будто благотворительность вместе с волонтерством постепенно вытесняют ценности, которые превалируют в обществе потребления. Многие люди довольно хорошо представляют себе, как могут сочетаться эти два понятия, более того, они видят волонтерство, как элемент потребительства. Получается, что благотворительность с волонтерством и меценатством вполне могут идти параллельно с ключевыми, потребительскими ценностями.

Так, для более глубокого и полного понимания современной благотворительности нужно, для начала, обратиться к традиционным ее формам, изучить историю и процесс эволюции. Итак, корнями благотворительность уходит в глубину веков, являясь одной из традиций. В течение тысячелетий в обществах Европы благотворительность была крайне тесно связана с христианством, пропагандирующим идею милосердия. В XIX столетии эти общества значительной мерой секуляризировались.

В итоге благотворительность превратилась в модное, светское занятие. То есть, изменился ее характер. При этом, основные религиозные институты по-прежнему продолжали выполнять роль благотворителей. Идея всеобщей солидарности, которую довольно часто рассматривают в качестве своего рода наследницы идеи милосердия, в XIX столетии выступала основным конкурентом милосердия. Дело в том, что солидарность и благотворительность стали элементами, а также функцией целого ряда активных, массовых социальных движений. Можно сказать, что они внедрились в социальные институты, причем, не только государственные, но и негосударственные. В значительной степени то, что было как-либо связано с социальным страхованием и с обеспечением, а также с защитой, пересекалось и, даже совпадало с идеями и с практикой милосердия, а также с солидарностью и с благотворительностью.

В советское время, которое отличалось чрезвычайно высоким этатизмом, было принято считать, будто все, что исходит не от государства, по умолчанию подозрительно, то есть, нуждается в искоренении или в этатизации, в огосударствлении. Это коснулось и благотворительности. Так что всевозможные формы негосударственной, то есть, частной, либо общественной, не говоря уже о религиозной благотворительности ликвидировались и сводились к минимуму, а то и полностью этатизировались.

Некоторые их элементы полностью перешли под контроль государства. Ярким примером такого может стать тимуровское движение и сбор средств для Фонда всеобуча, а еще субботники с воскресниками, в которых ужа давно никто не усматривает идеи благотворительности. Некоторые исторические формы творения блага сохранились лишь в качестве пережитка или эксцентричного поведения людей, вроде Юрия Деточкина – героя фильма «Берегись автомобиля». По сюжету он воровал автомобили, купленные на нетрудовые деньги, а затем пересылал вырученные от их продажи средства детским домам.

 
(с) 2009-2024 russianfonds.ru

статистика