Главная страница
 

Благотворительность на Руси

Благотворительность на Руси в дохристианский, древний период, как таковая, практически отсутствовала, а наиболее распространённой ее формой в плане "милосердия" являлся обычай добивать раненого, включая и собственного соплеменника, дабы тот "не мучился". Кстати, мало кто знает, откуда происходят корни такого выражения, как "салазки смазать", иначе говоря, умереть. Именно со времен язычества. В тёмные времена всех престарелых родителей, а также немощных родственников убивали ритуально. То есть, привязывали к салазкам или саням, после чего спускали в какой-то глубокий овраг, там несчастные и находили свою погибель. И это тоже считалось одним из видов благотворительности.

С Крещением Руси, которое провел святой равноапостольный князь Владимир, пришли коренные изменения в народном менталитете, ведь заповедь Христа по поводу любви к ближнему начала реализовываться в призрении бедных. Появились такие виды благотворительности, как раздача милостыни всем "сирым и убогим". Не раз князья всея Руси в честь неких памятных событий за историю своего правления кормили нищих и вдов с сиротами и раздавали людям милостыню. Готовность к проведению благотворительных мероприятий становилась важной и неотъемлемой частью российского национального самосознания.

В православных монастырях, которые постепенно появлялись на Русской земле, монахами оказывалась бесплатная медицинская помощь, они помогали странникам и создавали сиротские приюты со школами, лечебницами при монастырях или храмах. Подобная форма благотворительности со временем получила широкое распространение. И такой благотворительностью на Руси занимались вплоть до октябрьского переворота, случившегося в 1917 году.

Князья, а также их вдовы и прочие состоятельные люди в то время, часто вообще принимали монашеский постриг, при этом раздавая своё имущество всем нищим. Народ, который жил общиной, тоже был готов к тому, чтобы по необходимости оказывать помощь "ближним своим". Для любого крестьянина-смерда становилась благотворительностью даже простая помощь бедолаги вроде него, то есть, ближнего своего. Помогали люди зерном и посевным материалом, а еще лесом и постройкой дома. История пестрит примерами, когда всей деревней, буквально за несколько дней селяне ставили погорельцам новую избу.

В Средней Азии и сегодня существует специфическая форма добровольной помощи, именуемая хашар. Князья за счёт своей казны выкупали у татар пленных русичей. Они даже завещали иметь к людям убогим щедрость, а также проявлять прилежание в добрых делах. Странствующих и нищих не презирали, а наоборот, везде привечали. Это считалось богоугодным делом. Для категории власть имущих того времени благотворительность являлась обязательной. И делалось это, как говорится, по велению души и сердца. Жадный в отношении убогих правитель свергался народом.

 
(с) 2009-2024 russianfonds.ru

статистика